Медицинская помощь инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья осуществляется медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающими первичную медико-санитарную помощь.
Медицинская помощь на дому инвалидам осуществляется врачами-терапевтами централизованной службы вызовов на дом и врачами терапевтами участковыми (патронаж).
По назначению врача-терапевта и врача-терапевта участкового осуществляются консультации, в том числе на дому врачами-специалистами (невролог, хирург, офтальмолог и т. д.) и проводятся необходимые исследования и процедуры.
Кроме того, проводится плановая диспансеризация с привлечением для консультации всех необходимых врачей-специалистов.
Решение о признании инвалидом либо об отказе в признании инвалидом принимается по итогам прохождения медико-социальной экспертизы. Направление на медико-социальную экспертизу производится при наличии признаков инвалидности:
• нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами
• ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью)
• необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
Запишитесь на прием к врачу
Процедуру оформления инвалидности необходимо начинать с визита к лечащему врачу в поликлинике по месту прикрепления. Обращаем Ваше внимание, что для прикрепления к поликлинике необходимо иметь полис обязательного медицинского страхования (ОМС).
Лечащий врач в поликлинике по месту прикрепления должен зафиксировать наличие предпосылок к получению группы инвалидности.
Вам будет выдано направление в бюро медико-социальной экспертизы для освидетельствования (форма № 088/у-06).
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) проводится в бюро по месту жительства. В некоторых случаях МСЭ может проводиться:
• В главном бюро — в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.
• В Федеральном бюро — в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.
• На дому — в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
Заявление о проведении медико-социальной экспертизы может рассматриваться до одного месяца со дня подачи заявления.
Проведение медико-социальной экспертизы (МСЭ)
В ходе экспертизы специалисты бюро изучают представленные документы, проводят анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
В проведении медико-социальной экспертизы по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (консультанты).
Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) также имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.
При проведении медико-социальной экспертизы ведется протокол.
Результат проведения медико-социальной экспертизы (МСЭ)
Решение о признании инвалидом либо об отказе в признании инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу. Решение объявляется в присутствии всех специалистов, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.
По результатам экспертизы составляется акт. Туда заносятся заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения.
Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право на ознакомление с актом и протоколом проведения медико-социальной экспертизы. Копии акта и протокола, заверенные руководителем бюро, могут быть выданы по письменному заявлению гражданина или его представителя.
Особые случаи
В случаях, требующих специальных видов обследования для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро. Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.
После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты бюро принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.
В случае отказа гражданина (его законного или уполномоченного представителя) от дополнительного обследования и предоставления необходимых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая отметка в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.
Индивидуальная программа реабилитации
Гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро, проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации*.
Таким образом, гражданину, признанному инвалидом, выдаются:
• справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности;
• индивидуальная программа реабилитации или абилитации.
Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.
*При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без проведения дополнительного освидетельствования инвалида (ребенка-инвалида).
Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу регламентирован Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. N 588 “О признании лица инвалидом”:
III. Порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу
Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Перечень медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.
Форма соответствующего направления на медико-социальную экспертизу, выдаваемого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Медицинские организации, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае если медицинская организация, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.
Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных или абилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности.
Направления на медико-социальную экспертизу и указанная в пункте 19 настоящих Правил справка в течение 3 рабочих дней со дня их выдачи направляются медицинской организацией, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или органом социальной защиты населения в бюро в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе – на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.