Патронажная служба
Что такое патронажная служба?
Патронажная служба обеспечивает медицинскую помощь на дому пациентам, которые из-за преклонного возраста, тяжелой травмы или заболевания не могут самостоятельно передвигаться и, соответственно, не могут добраться до поликлиники.
У пациентов патронажной службы есть свой лечащий врач-терапевт, который не ведет прием в поликлинике, а только оказывает помощь на дому. Эти врачи прошли специальную подготовку, поскольку в работе с маломобильными пациентами есть свои особенности. Во время первого посещения врач разрабатывает индивидуальный план лечения для каждого пациента. В нем указываются необходимый объем исследований, а также рекомендуемая частота наблюдения врачом и медицинской сестрой. В среднем врач посещает пациента восемь раз в год, медсестра — 12–14 раз. Даже если обращений от пациента не поступает, его все равно посещают по индивидуальному плану и следят за состоянием здоровья. При необходимости каждый пациент может связаться с лечащим врачом или медсестрой по телефону.
В обязанности врача патронажной службы входят проведение осмотров и оценка состояния здоровья пациента. Врачи выписывают лекарства и дают рекомендации по лечению и уходу. Медсестра проводит все необходимые процедуры по назначению лечащего врача: перевязки, инъекции, обработку пролежней, забор крови для лабораторных исследований. Также у медсестер с собой есть специальное оборудование — аппараты ЭКГ и экспресс-диагностики (для определения уровня глюкозы и холестерина в крови). Это позволяет своевременно направить пациента на дополнительное обследование или скорректировать лечение. Посещение врача патронажной службы в среднем длится 40 минут, визит медсестры — около получаса.
Как получить помощь?
Чтобы получить медико-санитарную патронажную помощь на дому, нужно обратиться к участковому лечащему врачу или к заведующему отделением службы вызова на дом. Претендовать на патронажную помощь могут москвичи старше 18 лет. Решение о предоставлении патронажной помощи принимается по результатам медосмотра.
Медсестры патронажной службы обзванивают кандидатов и согласовывают время посещения. Терапевт осматривает пациента, заполняет лист индивидуальной оценки и собирает дополнительную информацию. Патронажную помощь предоставляют, если состояние пациента соответствует нескольким из следующих критериев: нарушена ориентация в пространстве, серьезно ограничена возможность самостоятельно передвигаться, требуется помощь в самообслуживании (еде, одевании), пациент не может сам принимать лекарства и ему трудно пользоваться телефоном.
В таком случае больного прикрепляют к врачу определенного участка в Единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС), а также вносят в реестр пациентов патронажной службы.
Патронажная служба ГБУЗ «ГП №67ДЗМ»
1. Оказание медицинской помощи пациентам на врачебном участке осуществляется врачом патронажной службы, средним медицинским персоналом (фельдшером, медицинской сестрой). Кратность визитов врача патронажной службы определяется состоянием пациента и медицинскими показаниями, но не менее одного раза в 3 месяца пациент будет осмотрен врачом и ежемесячно – патронажной медсестрой (фельдшером).
2. При возникновении экстренной ситуации, ухудшении состояния пациент или его родственники могут вызвать бригаду скорой и неотложной медицинской помощи по телефонам: 103, 112, 003 (Билайн), 030 (МТС), 103 или 130 (Мегафон), 911(круглосуточно); или вызвать врача на дом, обратившись в Единую справочную телефонную служба города Москвы по номеру 122 и 8 (495) 122-02-21 для звонков из Московской области.
3. По показаниям лечащий врач (врач патронажной службы) назначает консультации узких специалистов на дому.
4. При наличии признаков инвалидизации (оформление учетной формы 088/у) и необходимости оформления индивидуальных средств реабилитации все документы оформляются врачом патронажной службы, о готовности сообщается по телефону родственникам или соц. работникам.
5. Пациентам, имеющим право на льготное лекарственное обеспечение, рецепты выписываются врачом патронажной службы. Возможно получение льготных препаратов по выписанным врачом патронажной службы рецептам (после оповещения по телефону) родственниками или работниками социальной службы в филиале, к которому прикреплен пациент на медицинское обслуживание в аптечных пунктах с понедельника по пятницу с 08:00-20:00, субботу – с 09:00 до 18:00.
6. По назначению лечащего врача, медсестра (фельдшер) проводит на дому: забор биологического материала, снятие ЭКГ, измерение температуры, АД, определение сахара крови, наложение компрессов и повязок, обработка пролежней, трофических язв, раневых, ожоговых поверхностей, проводит в/м инъекции, делает перевязки и другие необходимые манипуляции согласно требованиям приказа ДЗМ от 26 февраля 2018 г. № 145 «О внесении изменений в приказ ДЗМ от 06.04.2016 № 293». Внутривенные инъекции, массаж на дому не проводятся.
7. При наличии медицинских показаний врачом патронажной службы будет оформлено направление (учетной формы 054/у) в другую медицинскую организацию для получения специализированной медицинской помощи.